Проектирование и устройство дюкера как части подземной коммуникации (в местах пересечения водоемов, оврагов и других препятствий) требуют выполнения тех же геодезических работ, что и по всей трассе коммуникации (см. § 155). Особенностью устройства дюкера является резкое изменение в его пределах уклонов трассы с переходом некоторой части дюкера на обратные уклоны. Кроме того, в начале дюкера устраивают входную камеру, а в конце — выходную (рис. 156).

При устройстве дюкера возникают такие особенности выполнения геодезических работ:

1) в процессе изысканий требуются промеры глубин через пересекаемые водоемы, нивелирование бытового (меженного) и наивысшего горизонтов воды в реке и подробная съемка берегов при помощи поперечников;
 
2) в процессе строительства выполняют: вынос в натуру центров камер дюкера, разбивку при помощи обноски осей и контура камер, высотные наблюдения при помощи визирок за выемкой грунта из камер и за строительством камеры, а также задают теодолитом направление движения землеройных машин при устройстве траншей на дне водоема и прорубей (майн) во льду, если укладка труб дюкера ведется со льда. При укладке трубопровода необходимы геодезические наблюдения за тем, чтобы трубопровод не отклонялся от оси (наблюдения с помощью теодолита), а при опускании его с плавучих средств — от горизонтального положения (наблюдения при помощи визирок).